среда, 12 июля 2017 г.

СДЕЛАЮ ВАС НЕСЧАСТНЫМ. ДОРОГО


СКАЧАТЬ рассказ в формате EPUB (кликнуть!)

СКАЧАТЬ рассказ в формате PDF (кликнуть!)


Ох уж эти люди!

Придумали себе слово "счастье" и сами же страдают из-за этого.

Изначально счастье задумывалось как отметка о том, достиг ты определенного состояния или нет. И состояние это совершенно конкретное: полное удовлетворение, когда ты доволен итогом и результатом. Будь то стремления, желания или потребности.

Значит, чтобы стать счастливым, нужно что-то делать. Иначе откуда возьмется исполненное?

Но когда среднестатистический человек говорит о счастье, он не хочет прикладывать никаких усилий. Он желает такое счастье, которое само придет, само его накроет, по какой-то причине останется с ним и будет длиться.

Поэтому о счастье человек только мечтает, а бежит он, получается, вовсе не за ним, а за его оболочкой - эфемерной и иллюзорной, то есть за пустотой, попросту говоря. Потому что истинное счастье - это не только умение работать над собой, это еще высокая трудоспособность и самодисциплина. Ну, сколько людей на это готовы? Поэтому и счастливых не много - столько же, сколько людей деятельных и думающих одновременно.

Откуда я все это знаю?

О, настала пора представиться.

Привет!

Меня зовут Нэнси. И я специалист по несчастью.

Что? Вы спрашиваете меня, не ослышались ли вы?

Да, действительно, по несчастью.

Вы спрашиваете, чем занимается такой профессионал и не приятнее ли быть специалистом по счастью? Я отвечу вам то, во что верю сама: «Сделать человека несчастным легче, да и спрос на несчастье всегда выше. Зачем мне безработица?»



***
Итак, меня зовут Нэнси, и я торгую несчастьем.

Точнее так. Меня действительно зовут Нэнси, и я помогаю людям выбрать самый неудачный вариант из всех, какие у них только есть, чтобы загнать себя в самый непролазный тупик. Вы думаете, я шучу? Ничуть. Я скажу более: мне за мою работу люди еще и платят. Звучит абсурдно, - но постойте! Попробуйте сами покопаться в воспоминаниях.

Вот вы сидите в кабинете, где сейчас у вас состоится собеседование. Я подсказываю вам самые дурацкие, самые неподходящие ответы на вопросы потенциального работодателя. Вы мычите, ошибаетесь, путаетесь и теряете место, которое вам так хотелось заполучить. Вы кусаете себе локти, но только сначала, а потом, спустя дни или недели, вспоминаете произошедшее с благодарностью. Это хорошо, что вас не взяли! Иначе что было бы потом? Подумайте сами…

Вы уверены, что справились бы с нагрузкой? Что обладаете достаточными знаниями? Что смогли бы влиться в слаженный рабочий коллектив, где все такие красивые, молодые и успешные, и не совершить слишком много позорных ошибок в течение испытательного срока? Вот вы уже и благодарны мне, что я забрала у вас эту возможность. А все потому, что страшно потерять мечту, и вы предпочитаете держать ее при себе призраком.

Работу, о которой мечтали вы, приятнее представлять и воображать в минуты хандры. Ходить на нее каждый день – совсем другое дело!

И так происходит не только с работой.

Если б вы только знали, сколько дружеских отношений не состоится, сколько пар не образуется и сколько семей не возникнет только потому, что мечта оказывается важнее подлинного пожатия рук, настоящего поцелуя и реальной клятвы. Так что вот вам еще одно определение меня: я тот, кто помогает вам сохранить вашу мечту неприкосновенной и не позволит воплотить ее в жизнь.

Вы сами себе не позволите, если быть точной. А я подскажу 1000 и 1 способ добиться этого - оставить мечту лишь мечтой, а вас - несчастным.

Давайте перейдем к моим клиентам.





***
Знакомьтесь, это Денис.

Высокий красивый брюнет, 28 лет. Симпатяга, когда-то занимался любительским спортом, умеет нравиться женщинам. У него много знакомых, неплохое образование. У него даже депрессии нет, а своя квартира в Москве есть. Что же с ним не так?

Денис - добрый малый. Он знает, чего хочет, умеет действовать, почти ничего не боится, но ни в чем не доходит до конца. А все благодаря мне.

Стоит Денису подойти настолько близко к своей мечте, что до нее остается сделать последний шаг, как я внушаю ему сомнение и ужас. Сомнение - это потому, что его мечта может оказаться вовсе не его мечтой. И даже не мечтой вовсе, а прихотью и глупостью. А почему ужас? Потому что реализация истинной мечты не предполагает обратного хода. В этом ее прелесть. В этом и ее сила, которая большинству кажется слабостью.

Ты воплотил мечту в реальность… Теперь ты неминуемо меняешься. Невозможно сделаться счастливым и не стать другим. А перемены страшат. Что придет на смену мечте? Вдруг пустота?

По этой причине работа у меня будет всегда.

Денис сделал почти все, о чем давно и долго мечтал: он почти женился на любимой девушке Марине, почти стал начальником отдела тестирования в своей компании и был почти счастлив.
Иначе говоря, он расстался с Мариной и уволился с работы, где споткнулся на карьерной лестнице. Зато с ним остаются его мечты, и главная из них - мечта о том, что однажды он станет счастливым, когда все получится само.

Само не получится.

Но Денис об этом не знает.


***
Работать с Денисом было не сложно. Но с ним я еле успела: еще чуть-чуть, - и клиент бы сорвался.

Он знал, что хочет жениться. Он знал, что хочет стать начальником. Чего он не знал, так это того, что сомневаться и опасаться - это нормально. А он решил, что не уверен. Значит, это не его путь.

Денис думал, что когда он идет к цели, то его дорога должна быть обвешана сигнальными лентами и видна издалека. А если вокруг темно и сразу ничего не замечаешь, то путь к цели оказался ошибочным. На самом деле, не прав Денис: нет никакого пути.

Как нет пути, спрашиваете вы?

Вы знаете, что путь есть, у каждого свой и что нужно его найти и идти по нему. О, да, все так, но путь этот еще не проложен, вот в чем дело.

Путь появляется в тот момент, когда человек делает шаг.

Ступил бы Денис в темноту, не испугался - тоненькой струйкой побежала бы дорожка от его ноги в сторону далекую, к мечте желанной. А сердце бы подсветило новую тропку. Но Денис решил не растрачивать свой огонь на рискованное предприятие и не разгадывать загадки Вселенной. Он закрылся от мира и отгородился от него табличкой, которая защитит его от лишних расспросов, не потребует от него непомерных усилий и ничем рисковать не заставит. Денис согласился быть несчастным.

И я, Нэнси, специалист по несчастью, утверждаю: несчастье может принести моему клиенту колоссальную пользу.


***
Вот Денис возвращается из офиса. 10 минут пешком отделяют его от дома. Недавно был дождь, и на асфальт выползли виноградные улитки. Одна из них полезла на забор и застряла: мягкая часть пролезла в щель и почти достигла цели, а раковина задерживает ее снаружи.

Денис - такая улитка.

Он знал, чего хочет: любыми хитростями пролезть и заполучить свой кусочек счастья. Но, подойдя к желанному на расстояние вытянутой руки, он застрял, а теперь барахтается, как этот моллюск, озираясь по сторонам и пытаясь понять, как уползти обратно и спрятаться скорее под своей раковиной.

Он больше ни на что не претендует.

Разве что на депрессию.
Но есть для него и другой вариант развития событий. Мой любимый.


***
Когда совершено преступление, ищут мотив.

Мотив - это то, что определяет выбор. Любой выбор. Увы, надо признать, что убийство - зачастую чей-то выбор. И убийство возможного счастья - это тоже выбор. И здесь как раз есть кое-что интересное для вас.

Как птица тянется в небо, так человек - к счастью. Так было всегда, и так всегда будет. Когда же человек отброшен своим выбором во вражеский лагерь (забрел в несчастье), он сидит в нем, как пленник, – на цепи, в темноте. Хоть он и полон мрачных мыслей, зато он, может быть, впервые задумается о своих мотивах. Чего он хотел и почему?

Если произвести эту внутреннюю работу, то результат может ошеломить. Денис рискует прознать, что он выбрал Марину не случайно. Только она смеется и улыбается так, как делала это мама. Из всех его девушек лишь Марина умела возбуждать в нем желание жить. Кристаллизация мотивов, чтобы стать счастливым, - вот что дает несчастье.

Пока тебе не станет по-настоящему плохо, как тебе еще понять, отчего ты хочешь быть по-настоящему счастливым?

Поэтому я обожаю свою работу.



***
Я не ошиблась в Денисе. Оказавшись в луже дурного настроения и отсутствия каких-либо приятных перспектив, он задумывается над тем, почему он дал задний ход.

Действительно, почему?

Марина тем временем тоже разбирается в причинах происшествия. Но с этим клиентом все сложнее.

Если Денис уважает ошибки и не боится их как таковых, потому что работает тестировщиком и эти самые ошибки буквально его кормят, то Марина впадает в ступор, если возникает риск ошибиться.

Марина - невысокая девушка, 23 года. Не красавица, но умеет быть симпатичной. Дениса она просчитывала долго, и ее внутренняя программа одобрила его как вариант, который с большой вероятностью окажется ей подходящим партнером по жизни. Но что-то пошло не так, и теперь данные отношения представляются ей не просто ошибкой.

Это даже не несчастье. Это конец света, и меня наняли, чтобы усугубить ситуацию до предела.

Впервые в жизни я не уверена, что справлюсь с порученной мне работой: мне кажется, что хуже, чем Марине сейчас, человеку быть уже не может.



***
Сейчас Марина внешне в полном порядке, но внутри - тишина и бездействие. Ни тебе поисков мотивов, ни признания своего права на ошибку. Марина решила вообще ни о чем таком больше не думать. Ведь иначе у нее не получится страдать по-настоящему - с чувством и полной (стопроцентной!) самоотдачей.

Она ходит на работу, общается с коллегами, звонит маме каждый день. Но внутри она не чувствует ничего, кроме раздирающей и всепоглощающей боли. И так восемь месяцев подряд.

А потом она идет по улице и словно в первый раз замечает, что лето в самом разгаре. Как если бы она ехала все это время в машине под проливным дождем, а "дворники" все никак не успевали бы протирать стекло и видимость была нулевой. Теперь дождь прекратился и выглянуло солнце. Впервые более чем за полгода Марина почувствовала что-то кроме боли. Она ощутила, что по-прежнему любит Дениса, только теперь ей безразлично, как воспринимает ее чувства он.

Марина приходит к справедливому выводу, что Денис, по своей сути и несмотря ни на что, является прекрасным человеком, а каждый человек, как известно, способен ошибиться. Тут Марина с удивлением осознает, что если она тоже человек, то так же может совершать ошибки. Вздох облегчения означает, что девушка только что себя простила.

Все еще не пойму, что еще я могу для нее сделать, но пока меня, специалиста по несчастью, с работы не снимают.

Я посылаю Марине картинки из ее прошлого. Сначала она в деталях вспоминает, как и с какими словами ее бросил Денис. Но это не делает ее несчастной. Затем она благодаря мне вспоминает самые приятные моменты - первая встреча, первое свидание, первый поцелуй. Опять у меня провал.

Но что-то в Марине изменилось. Она почему-то начала улыбаться.

Я ничего уже не понимаю.



***
А вот и мой третий клиент во всей этой истории.

Знакомьтесь, это Коля. Ему 30 лет, а он уже владелец фирмы. Той самой, в которой работал Денис.

Коля - высокий и молодой, но уже с животиком. Неглупый, неконфликтный. Меня наняла его жена. Ей тоже 30 лет, у них двое детей, и она хочет убедить себя, что несчастлива. Без меня у нее получилось все, кроме одного: довольный жизнью муж портил ей все несчастье. Пришлось мне взяться за него.

Коля был легкой добычей. Это я внушала ему равнодушие к работе. Это я заставляла его есть больше, чем ему нужно. Это я вечерами советовала ему сидеть дома у телевизора и ничего не делать. Наконец, это я шепнула ему, что его друг Денис некомпетентен и зря метит в начальники отдела тестирования. Рассорила друзей и поймала двух зайцев сразу! Несчастью под силу и не такое.

Коля стал пассивным и поскучнел, а глаза перестали блестеть. Поможет ему только работа над собой: чтобы стать счастливым, ему придется найти личный мотив. А мое дело здесь сделано.

Осталось понять, почему у меня продолжается контракт с Мариной.



***
Денис, как крупинки золота, "промывает" свои мотивы и очищает их от лишнего через песок своей драмы. Коля ушел в отрешенность. И только поведение Марины я не могу классифицировать. Она улыбается, и мне не понять, что она могла задумать. Только она явно набирается сил - не то для борьбы, не то для рывка.

И точно!

Марина увольняется и переходит работать в другую компанию. Она начинает носить вместо узких брюк свободные юбки. Она теперь выходит с автобуса на две остановки раньше и идет до дома пешком. И она улыбается, улыбается, улыбается. Все время. Готова поспорить, что она счастлива. Но я совершенно не могу понять, как это вышло.

Я проверяю наш с ней контракт: он по-прежнему в силе.

Я посылаю Марине картинки из прошлого. А она лишь шире улыбается.

Я преследую ее воспоминаниями о Денисе, - а она размещает свои новые фотографии на сайте знакомств. Я подсовываю ей новости о свадьбах и помолвках знаменитых людей, - а она покупает себе еще одно платье. Наконец, я завожу ее в тот ресторан, куда она ходила вместе с Денисом. Здесь Марина садится за столик одна, делает заказ и ест с таким удовольствием, что все окружающие мужчины завидуют ее аппетиту.

Кажется, моя работа делает ее только счастливей.

Я сдаюсь!

Я требую свое начальство вмешаться.



***
Знакомьтесь, это Ханна. Она специалист по счастью. У нас с ней ничего общего, поэтому я вижу ее впервые.

Ханна подходит ко мне и просит отдать ей карточку Марины. Таков приказ высшего начальства.

- Теперь Марина со мной и начинается моя работа, - говорит Ханна и улыбается мне так, словно мы давнишние подружки. - Спасибо. Она оказалась у меня так скоро только благодаря тебе.

Я все понимаю: работа есть работа. Но к этой клиентке я прикипела душой.

Я спрашиваю:
- Что с ней будет? И что вообще произошло? Ведь все, что я предлагала, только делало ее счастливей.
- О, - отвечает Ханна, специалист по счастью, и сияет улыбкой. - Марина - просто молодчина! Она сломала шаблон и изменила наши правила. Это вызвало на верхнем этаже и панику, и аплодисменты, ты представляешь? Несчастье она превратила в трамплин. С него можно упасть и разбиться насмерть. Но Марина смогла оттолкнуться и прыгнуть выше своей головы. Она оказалась так близко к тому, чтобы стать счастливой, как никогда не оказалась бы, если бы не череда неприятных событий. А карточки Дениса и Коли сказали отдать в архив.

Я согласно киваю головой:
- А с ними что будет, не знаешь?

Ханна наклонилась ко мне и тихо ответила:
- Это закрытая информация, но я тебе расскажу все, что знаю. Пока их мне не передают. Окажутся ли они у меня в принципе, я не знаю. Но у Коли будет серьезный разговор с женой. Он, определенно, так жить больше не хочет. А Денис попробует вернуть Марину.

- А у Марины точно все будет хорошо? - спрашиваю я еще раз, когда передаю ее карточку Ханне.
- У нее будет лучше всех!



***
Несчастье обезоруживает, ослабляет и отупляет. Это правда. Несчастье коверкает, обезображивает и разрушает - и это тоже правда. Но есть и другая правда.

Несчастье делает человека слепым - в том числе лишает его зрения при оценке своих возможностей. Будучи несчастным, ты можешь сделать то, чего не сумел бы в любом другом состоянии. Теперь ты получил стимул для рывка.

Так несчастье дарит крылья. Они не позволят улететь далеко. Но позволят прыгнуть выше своей головы и оказаться там, где ты никогда не был.

Тебе там понравится.

Надо лишь воспользоваться этим даром. Даром, которым обладает каждый несчастный. Даром преобразовывать те беды и горе, что у тебя есть, в счастье - заслуженное, справедливое, истинное.



Татьяна Соловьёва,
https://vk.com/tanyalandina,
12 июля 2017 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий